Япония / JAPAN / 日本

В Японии вплоть до середины двадцатого века был распространен интересный обычай «канзо-дзазё», что в англоязычной литературе часто переводится как «сахарный таракан». На самом деле оба слова не совсем точны. Во-первых, речь идёт не о тараканах-гокибури (хотя они сильно отличаются от наших: они чёрные и очень крупные, 3-4 сантиметра в длину, и при этом умеют летать), а об эндемичном насекомом, схожим с нашим рыжим «пруссаком», но не являющимся синантропным и не принадлещим к подотряду таракановых. Слово «дзазё» означает не сахар в чистом виде, а сироп, используемый для приготовления традиционных сладостей.

Обычай состоит в запекании в сиропе и поедании таракана-канзо. По поверью, это действие может изменить неблагоприятно складывающуюся судьбу.

Согласно легенде, обычай восходит ко временам вражды самурайских кланов Тайра и Минамото, и приписывается Минамото-но Ёритомо (1147—1199), третьему сыну главы клана Минамото-но Ёситомо. В период возвышения клана Тайра род Минамото подвергся почти полному истреблению. Воины Тайра ночью окружили дом Минамото-но Ёритомо, когда он был один и его никто не охранял. Тот предпочёл бессмысленному сопротивлению и позору плена сепукку, и стал готовиться к смерти. Однако в тот момент, когда самурай уже обнажил меч, на лезвие упал с потолка таракан-канзо. Это изменило намерение самурая: вместо того, чтобы убить себя, он выбежал наружу и вступил в бой. Ему удалось убить нескольких воинов, а остальные обратились в бегство, решив, что это ловушка и за спиной Минамото-но Ёритомо скрываются воины клана Минамото. Обратив врагов в бегство, самурай вернулся к себе и увидел, что таракан заполз в плошку со сладким соусом и потонул в ней. Самурай сказал: «Бесстрашие спасает, стремление к наслаждениям убивает», после чего вытащил канзо из сиропа, поджарил его на огне и съел, чтобы хорошо запомнить эту мысль. Биографы объясняют это так, что смертельная опасность не была для самурая запоминающимся событием, так как подобные ситуации случались с ним часто, а вот насекомых ему есть не приходилось. Впоследствии, руководствуясь своей максимой, Ёритомо победил Тайра и стал основателем Камакурского сёгуната.

В дальнейшем канзо-дзазё стало практиковаться людьми, желающими изменить свою судьбу. Считалось, что съедение запечённого в сиропе насекомого может помочь переломить неблагоприятный ход событий.

После окончания Второй Мировой войны многие древние обычаи отошли в прошлое, в том числе и канзо-дзазё. Возрождение традиции связано с новыми временами, и прежде всего – с электоральным успехом Демократической партии Японии, которая на выборах 2009 года заняла большинство мест в обеих палатах, после чего правившая Японией весь послевоенный период Либерально-Демократическая Партия была вынуждена перейти в оппозицию и уступить демократам право формировать кабинет. Лидер партии, Юкио Хатояма, в интервью «Асахи Симбун» признался, что в ночь перед выборами совершил канзо-дзазё, чтобы прервать пятидесятичетырёхлетнее правление ЛДПЯ. Это вызвало всплеск интереса к старинному поверью. Множество японцев захотело изменить судьбу.

Однако в наше время канзо, крайне чувствительные к экологической обстановке, стали редкостью. В 2003 году канзо были занесены в Красную Книгу как исчезающий вид. Это не мешает процветать подпольной торговле канзо. По некоторым данным, цена одного насекомого на чёрном рынке составляет около 27000 иен (чуть менее 200 евро).

Показать полностью…
5641010
Вступить в клубПодписчики Поделиться
Кликните по кнопкам соц. сетей в которых вы зарегистрированы и/или разместите ссылки на это сообщество на сайтах и форумах в которых вы участвуете.
ещё…