Где я? Вы здесь: ЖурналВ темеГлоссарий

Фанфик — это…

2 0 7468

Фанфик — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д. Авторами подобных сочинений — фикрайтерами (англ. Fic-writer [fɪk’raɪtər]), — как правило, становятся поклонники оригинальных произведений. Обычно фанфики создаются на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками).

Понятие произошло от англ. Fan fiction, (Fan-fiction) [ˈfænˈfɪkʃ(ə)n] — фан-литература, фан-проза. Встречаются также жаргонизмы «фэн фикш(э)н», «фэн-фикш(э)н», «фанфикшн», «фэнфик», «ФФ» или просто «фик».

История Фанфика

Предшественники

«Завещание Крессиды» (The Testament of Cresseid) Роберта Генрисона можно рассматривать как очень раннюю форму фанфика. История основана на поэме «Троил и Крессида» (Troilus and Criseyde) Джеффри Чосера и, как и большинство фанфиков, создана, чтобы заполнить бреши в оригинальной работе. В своём рассказе Генрисон ввёл трагическую концовку со смертью Крессиды, поскольку её фатальная судьбы не была упомянута в Чосеровской версии произведения.

Возрастающая популярность новеллы Сэмюэля Ричардсона «Памела, или награждённая добродетель» благодаря ещё слабо развитым законам о копировании творчества привела к публикации ряда неавторизированных сиквелов. Также, как и фанфики, эти сиквелы дополняли историю жизни Памелы, рассказывая о событиях после новеллы.

Шарлотта Бронте и её сёстры написали много историй и новелл, детализирующих фантастические приключения Артура Уэллсли, первого герцога Веллингтона, и двух его сыновей: Артура и Чарльза. Последующие рассказы были сфокусированы на его сыне Артуре, который стал почти супер-героической фигурой, герцогом Заморной. Юношеские произведения Бронте являются ранним образцом «фанфиков о реальных людях».

На рубеже XX века мир посмотрел с новой стороны на произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: на его основе были созданы пародии такими авторами как Фрэнсис Элиза Ходжсон Бёрнетт и Эдит Несбит. В придачу, поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий «Приключений Шерлока Холмса».

Современное представление

Незадолго до начала 1965-го года выражение «Fan fiction» было использовано в фэндоме научной фантастики, чтобы обозначить самостоятельное произведение, хоть и любительское, но выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале, как отрасль, отличающуюся от общепринятой художественной литературы, созданной профессиональными писателями; или разновидность художественного творчества поклонников искусства, основанную на каком-то фэндоме.

Как бы то ни было, современное понятие фанфика — как художественного воплощения какого-то фэндома посредством интерпретации собственных фантазий поклонников — было популяризовано и получило чёткое определение именно благодаря фэндому по «Звёздному пути» и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованным в 1960-х годах. Первый научно-фантастический журнал «Spockanalia» (1967-й год) содержал фанфик. Много поклонников последовали этому примеру. Такие научно-фантастические журналы производились с помощью единичной печати, мимеографов и распространялись посредством почты между другими поклонниками или продавались на съездах по научно-фантастической тематике за незначительную цену, которая лишь покрывала потраченные расходы. В отличие от других аспектов фэндома, девушки доминируют среди авторов фанфиков: в 1970-м году из написанных по «Звёздному пути» фанфиков в 83% случаев авторами были девушки, а в 1973-м году — в 90%. Один учёный как-то подметил, что фанфики «предназначены для удовлетворения потребности преимущественно женской аудитории в художественных повествованиях, которые выходят за рамки обыденной киноиндустрии».

Японские додзинси

Также около 1960—1970-х годов аналогичная тенденция началась и в Японии. В те времена стали популярны любительские манга и новеллы, известные как додзинси, широко распространённые в кругах додзин (японский термин, обозначающий группу людей, объединённую общими интересами, хобби и т. п.). Большинство из этих додзинси были созданы на основе существующей манги, аниме, франшизах компьютерных игр.

Авторские права Фанфика

Распространение фанфиков в некоторых странах может рассматриваться как нарушение авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому фикрайтеры указывают правообладателя — автора оригинала, которому принадлежат все права на использованных персонажей или художественный мир, не претендуя ни на какое-либо извлечение прибыли из этого творчества. А подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

Творческие перспективы Фанфика

Фанфики являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство фанфиков ориентированы на чтение другими поклонниками, то зачастую предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.

Оформление Фанфика

Фанфики не являются официально признанной частью художественной литературы. Поэтому они не имеют какого-либо конкретного шаблона по написанию. И, тем не менее, есть широко распространённые негласные правила оформления фанфиков, распространяющиеся на шапку, предоставляющую основную информацию:

  • название — название фанфика;
  • автор, фикрайтер — имя или ник создателя фанфика;
  • соавтор — имя или ник человека, помогавшего писать фик (необязательная графа — не указывается, если фик писала одна личность);
  • переводчик — имя или ник переводчика (необязательная графа, используемая только для переведённых фанфиков);
  • бета-ридер — имя или ник человека, редактировавшего фанфик в соответствии с правилами правописания (необязательная графа — не
  • используется в случае, если фикрайтер сам исправлял ошибки);
  • гамма-ридер — имя или ник человека, который редактировал ошибки сюжета фанфика (необязательная графа — не используется в случае, если фикрайтер сам исправлял ошибки);
  • фэндом — совокупность творчества фикрайтеров по какому-то конкретному произведению искусства — в этой графе указывается название оригинального мира (кинофильма, аниме, манги, компьютерной игры), по которому пишется фанфик;
  • персонажи — герои оригинального произведения искусства, использованные в фике (указываются только несколько основных персонажей);
  • автор оригинала — правообладатель, автор оригинального произведения искусства; эта графа является предупреждением о том, что фанфик был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей или мир;
  • пары — графа, которая обычно используется для любовных жанров фанфика, описывающих романтические, а зачастую именно сексуальные отношения; эта графа определяет, какие персонажи окажутся вовлечены в такие отношения; любовные пары записываются через косую черту — слэш (поклонники аниме/манги вместо этого используют символ «х») — в виде: «первый персонаж»/«второй персонаж» (или: «первый персонаж»х«второй персонаж»), активный партнер пишется первым; дружеские отношения обозначаются символом «&» (к примеру, «первый персонаж»&«второй персонаж»);
  • жанр(ы) — один или несколько общепринятых жанров, использованных в фанфике;
  • тип — дополнительный пункт, указывается только, если автор планирует написать несколько (чаще — 3-4) глав, связанных между собой единством идеи, сюжета; в нём указывается тип произведения:

       — основная работа — описывается основная сюжетная линия;
       — приквел — события, предшествующие основному рассказу;
       — сиквел — события, разворачивающиеся после основных происшествий;
       — триквел — события после сиквела;
       — квадриквел — события после триквела;
       — интерквел — описывает события, происходящие между двумя другими историями;
       — мидквел — описывает эпизод, разворачивающийся между событиями, выложенными в одном из предыдущих рассказов;

    а рядом в скобках указывается количество отдельных глав автора:

       — дилогия — сюжет состоит из двух глав;
       — трилогия — сюжет состоит из трёх глав;
       — квадрилогия — сюжет состоит из четырёх глав;
  • статус — фанфик может быть «завершён» или же «продолжается» выпуск;
  • размер — собственно, размер фика; размеры бывают:

       — маленький — размер от одной машинописной страницы до 20-ти;
       — средний — примерный размер от 20-ти до 70-ти машинописных страниц;
       — большой — размер фанфика часто превышает средний роман (примерно от 70-ти машинописных страниц);
  • возрастная категория — с 1 сентября 2012 года, после вступления в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в России введена следующая возрастная классификация информационной продукции: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ (запрещено для детей);
  • размещение — указывается пожелание фикрайтера по поводу размещения его работы в интернете (с пометкой о дате первого размещения, поставленной администрацией сайта);
  • от автора — отдельные отметки, в которые фикрайтер предпочёл посвятить читателя;
  • описание — краткое описание содержания фанфика.
Вам понравилась статья? Скажите спасибо её автору:
Нравится 2

Лучшие материалы AC MAGAZINE еженедельно в вашем почтовом ящике.

Пишите статьи?
Поделитесь своим опытом с нашими читателями. Расскажите свои истории или наблюдения, расскажите о секретных приёмах — читатель ответит взаимностью.
Предложить новость
Комментарии
Читайте также
Hichigo

В японской демонологии существует две большие категории демонических существ – это ёкай и …

Саундтрек (англ. soundtrack, разг. — звуковая дорожка) музыкальное сопровождение какого-ли…

Тиби (яп. ちび), иногда чиби — стиль рисунка аниме-персонажей с маленьким туловищем и большо…